Главная » Файлы » Игры, развлечения, рукодельки

Аппликация
21.04.2010, 22:12

Аппликация — это вырезание и наклеивание различных фигур, узоров или целых картин из бумаги, картона, ткани и других материалов. Основа - фон для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и цвета используемых материалов. Чаще всего применяется цветной картон или плотная бумага (белая или цветная). Размер основы зависит от масштаба и темы аппликации.

 

На занятиях аппликацией в качестве основного материала используется бумага. В жизнь малыша этот материал входит очень рано. Маленький ребенок учится захватывать бумагу в кулачок, мнет ее, рвет и бросает. Ребенок постарше рассматривает книжки с картинками, рисует, играет бумажными игрушками.

 

Общение с бумагой незаметно влияет и на общее развитие ребенка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления — на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет бумаги. У малыша появляется интерес к аппликации.

 

Традиционно считается, что аппликация — это кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Однако такое заблуждение лишает малышей новых возможностей творчества, получения новых знаний, обучения новым навыкам. Для того чтобы аппликация стала доступной для маленьких детей, занятия следует проводить с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

 

При обучении детей 1—3 лет технике аппликации мы рекомендуем использовать простейшие приемы работы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание готовых фигурок, вырезанных взрослым, и др. Фигурки для аппликации должны быть достаточно крупными, чтобы малышам было удобно работать с ними. Сначала дети учатся располагать детали на картинке, затем наносить клей, аккуратно прикладывать и приклеивать детали к картинке, разглаживать их при помощи салфетки. На занятиях с малышами удобно использовать двустороннюю цветную бумагу, в этом случае дети не будут путать, с какой стороны следует наносить клей. Подберите плотную цветную бумагу для наклеивания готовых изображений, так как тонкая бумага при намазывании клеем сворачивается, мнется, может порваться. Более тонкая цветная бумага (можно использовать наборы цветной бумаги для оригами) подойдет для занятий, на которых применяются приемы сминания ("мятые картинки") и разрывания бумаги ("рваная бумага") или на которых дети самостоятельно разрезают бумагу ножницами.

 

При обучении детей приклеиванию деталей сначала лучше использовать клейстер, сваренный из муки или крахмала, который малыши могут намазывать пальчиками или поролоновыми губками. В дальнейшем дети познакомятся и с другим видом клея (клей ПВА), который намазывается кисточкой, и научатся пользоваться клеящим карандашом.

 

Ближе к 3 годам можно начинать обучение детей работе с ножницами (как держать ножницы, как разрезать бумагу и как передавать ножницы). На первых занятиях дети могут разрезать бумагу как получится, затем на полоски, квадраты и прямоугольники (произвольно или по нарисованным заранее линиям). Получившиеся детали используются для создания аппликаций.

 

Занятия аппликацией проводят в форме игры, по ходу которой взрослый комментирует процесс работы. Занятия можно проводить с небольшой группой детей или индивидуально. Под руководством воспитателя дети могут создавать коллективные поделки. В этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат получается обший.

 

Занятия с использованием наклеек сначала проводят индивидуально. После того как дети научатся работать с наклейками, можно начинать работу в группе. В этом случае появляется возможность создания коллективных аппликаций.

 

Замечательный результат дает сочетание рисования и использования готовых наклеек. В этом случае педагог рисует сюжетную картинку, эмоционально комментирует ее сюжет и вместе с малышом наклеивает в нужных местах заранее подобранные наклейки.

 

Длительность занятий можно варьировать в зависимости от ситуации и желания детей (в начале обучения длительность занятий составляет 10-15 минут, но постепенно их продолжительность можно увеличивать).

 

Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, а в дальнейшем и с ножницами, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития малышей.

Аппликация, как общее развитие ребенка.

Развитие речи

 

Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

 

На какдом занятии аппликацией с ребенком необходимо вести беседу. В зависимости от возраста ребенка диалог с должен строиться с учетом его интересов, возросших возможностей, конкретной ситуации.

Ознакомление с окружающим миром

 

Для занятий подбирайте сюжеты, близкие опыту детей раннего возраста. Они помогают систематизировать уже имеющиеся у них представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. Сюжеты аппликаций желательно обыгрывать с помощью игрушек.

 

Занятия аппликацией позволят дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке.

Развитие фантазии и творчества

 

Занятия аппликацией предполагают совместную работу взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать малышей, надо обыграть ситуацию и эмоционально прокомментировать сюжет аппликации. В начале обучения необходимо показать детям, как работать с бумагой, клеем, ножницами. После того как сформируются основные навыки работы, у детей появляется больше возможностей для самостоятельной деятельности: предоставьте им определенную свободу при изготовлении аппликаций, дайте возможность придумать собственные сюжеты и различные способы их воплощения. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности).


Социальное развитие

 

Можно предложить детям под руководством взрослых создать вместе одну большую аппликацию. Такое занятие позволит приобрести малышам важные социальные навыки: дети учатся действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату. У них развиваются такие важные черты личности, как умение общаться, договариваться и т.п.

Личностное развитие

 

Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.

 

На каждой аппликации напишите дату ее создания и имя автора. Лучше складывать аппликации каждого ребенка в отдельную папку. Можно подшивать работы — получится альбом, а если дополнить его небольшими текстами (1-3 коротких предложения), то получится книжка. Ее можно читать вместе с ребенком и его друзьями, показывать знакомым. А красивые аппликации, например, открытки станут хорошим подарком близким и друзьям.

 

Старайтесь периодически организовывать выставки детских работ (желательно после каждого занятия). Не забывайте, что малышам необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите малышей и не бойтесь перехвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

Эстетическое развитие

 

На занятиях аппликацией предлагайте детям разные виды цветной бумаги и картона, а также бархатную и папиросную бумагу. Старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был разнообразным. Можно использовать также старые журналы, упаковочную бумагу и т. п.

 

На обобщающем занятии предложите детям выполнить какую-нибудь одну аппликацию разными способами: побуждайте малышей использовать различные материалы, менять композицию. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который нравится ему больше всего. Затем рассмотрите с детьми каждую работу, выделите ее особенности. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание пробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать у них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

Меры предосторожности и порядок работы с аппликацией

Меры предосторожности

 

В процессе работы следите за соблюдением мер безопасности — не позволяйте малышам брать в рот клей, размазывать его по полу, одежде, игрушкам, играть с ножницами.

 

Перед началом занятия аппликацией подготовьте рабочее место: поставьте стол там, где нет коврового покрытия, застелите его клеенкой, детям наденьте клеенчатые фартуки. По окончании работы уберите клей, ножницы и бумагу в недоступное для детей место.

Порядок работы

 

Для создания аппликаций желательно использовать различные способы создания аппликаций. Однако этот порядок можно изменять, учитывая возраст, уровень возможностей детей, цели занятий. В дальнейшем усвоенные навыки можно применять при изготовлении более сложных аппликаций. Большие работы можно создавать поэтапно с участием нескольких детей. Это могут быть большие картины-панно (как сюжетные, так и абстрактные).

 

Также советуем расширить возможности этого вида деятельности и использовать при создании аппликаций готовые наклейки, клейкую бумагу, крупу, вату, ткань и другие материалы.


Ещё..

image
Аппликации и шаблоны к пасхе – идеи от Diana

АППЛИКАЦИЯ ИЗ НИТОК

Идеи для детского витража, аппликаций .... 

Лето - лучшее время для развития малыша

Как развивает ребенка общение с природными материалами

Игры, развлечения, рукодельки

Делаем цветочек из природного мателиала

Аппликации из листьев- осенние картины Лыкова – книга – фото

Аппликация – Цветы для мамы бабушки и сетсрёнки

Поделки из бумаги – файлы в формате *.pdf

Летняя идея занятия заготовками для деток – штампуем компот

Идеи схемы для вышивки гладью, расскрашивания, аппликаций, витража… (Игрушки)

Идеи схемы для вышивки гладью, расскрашивания, аппликаций, витража… (Мишка)

Идеи схемы для вышивки гладью, расскрашивания, аппликаций, витража… (Лялички)

Идеи схемы для вышивки гладью, расскрашивания, аппликаций, витража… (Овечки)

Мозаика

Схемы для детской аппликации из ниток

Аппликация на пасхальную тему

Категория: Игры, развлечения, рукодельки | Добавил: GalCo
Просмотров: 12033 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 3
3 Рузанна  
0
Вот здесь интересные идеи апппликации для самых маленьких
http://detsadelf.ru/applik.html

2 tana  
1
спасибо

1 GalCo  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]