Главная » 2010 » Август » 17 » Что говорить ребенку, чтобы ему хотелось учиться
14:35
Что говорить ребенку, чтобы ему хотелось учиться
В издательстве «Эксмо» вышла одна из  лучших книг по общению взрослых и детей от самых известных авторов  в мире Адель Фабер и Эйлен Мазлиш — «Как говорить, чтобы дети учились». Первые дети, воспитанные по их системе, давно уже выросли и сами стали счастливыми родителями. Тем временем книги, написанные этими авторами, были переведены на 20 языков, множество раз переизданы и признаны лучшими в своем роде, каковыми остаются и по сей день
Что говорить ребенку, чтобы ему хотелось учиться
Научить ребенка исправлять свои ошибки, позволить ему пережить естественные последствия своего поведения и приучить к самодисциплине гораздо эффективнее, чем наказывать
Фото: www.compulenta.ru

В издательстве «Эксмо» вышла одна из  лучших  книг по общению взрослых и детей от самых известных авторов  в мире Адель Фабер и Эйлен Мазлиш — «Как говорить с детьми, чтобы они учились». Первые дети, воспитанные по их системе, давно уже выросли и сами стали счастливыми родителями. Тем временем книги, написанные этими авторами, были переведены на 20 языков, множество раз переизданы и признаны лучшими в своем роде, каковыми остаются и по сей день.

Сегодня на труды Фабер и Мазлиш ссылаются как профессиональные детские психологи (Ю.Гиппенрейтер, которая начала писать свои книги по воспитанию десятью годами позднее) и популярные авторы (Гретхен Рубин в книге «Проект Счастье»), так и знаковые киноперсонажи (Доктор Хаус).

Базовые принципы общения с детьми от всемирно известных авторов Фабер и Мазлиш  изложены в книге «Как говорить, чтобы слушали и как слушать, чтобы говорили», вышедшей в «Эксмо» в 2009 году.

«Как говорить, чтобы дети учились» — следующий шаг на пути к идеальному воспитанию. Это сборник практических рекомендаций по теме эффективного обучения детей от 5 до 12 лет.  На фоне других пособий по детской психологии труд Фабер и Мазлиш выгодно отличает простота и четкость изложения, удобное деление по темам и, самое главное, интересные практические примеры, проиллюстрированные веселыми комиксами. Воспитание – это не дрессура, напоминают Фабер и Мазлиш. Политика кнута и пряника, которую родители привыкли применять из поколения в поколение, совершенно не пригодна в рамках семьи. Научить ребенка исправлять свои ошибки, позволить ему пережить естественные последствия своего поведения и приучить к самодисциплине гораздо эффективнее, чем  наказывать, — уверены авторы.

Мы публикуем отрывок из новой книги.

Как справиться с чувствами, которые влияют на желание учиться

К решению стать педагогом меня подтолкнули воспоминания о моих собственных учителях — и о тех, кого я любила, и о тех, кого ненавидела.

У меня был огромный мысленный список всего того, чего я не должна никогда говорить своим ученикам и чего не должна делать в классе. Я точно знала, что должна быть бесконечно терпеливой и понимающей учительницей. Во время обучения в колледже я пришла к выводу, что должна учить детей так, чтобы им хотелось учиться.

Но первый же день в «реальном» классе стал для меня настоящим шоком. Я все спланировала, но оказалась совершенно не готова к общению с 32-мя школьниками. Передо мной сидели 32 ученика: из них ключом била энергия, они имели свои желания и потребности и постоянно орали. Половина первого урока ушла на препирательства: «Кто украл мой карандаш?», «Отстань от меня!», «Заткнись, я хочу послушать учительницу!».

Я притворялась, что ничего не слышу, и продолжала урок, но конфликты не прекращались: «Почему я должен сидеть рядом с ним?», «Я не понимаю, что нужно делать…», «Он меня ударил!», «Она первая начала!»

Мне стало не по себе, шум в классе все нарастал. Слова «терпение и понимание» как-то выветрились у меня из головы. Этому классу нужен был учитель с железной волей и выдержкой. И тут я услышала собственные слова:

— Успокойся! Никто не крал твоего карандаша!

— Ты должен сидеть рядом с ним, потому что я так сказала!

— Мне все равно, кто первый начал! Прекратите немедленно! Сейчас же!

— Почему это ты не понимаешь? Я только что все объяснила!

— Не могу поверить собственным глазам! Вы ведете себя, как первоклассники! Немедленно успокойтесь!

Один мальчик не обращал на меня никакого внимания. Он вскочил из-за парты, подошел к точилке для карандашей и начал точить карандаш. Самым строгим голосом я приказала:

— Достаточно! Немедленно сядь на место!

— Вы не можете меня заставить, — ответил он.

— Мы поговорим об этом после уроков!

— Я не могу задерживаться. Мне нужно на автобус…

— Тогда мне придется вызвать в школу твоих родителей.

— Вы не сможете нам дозвониться. У нас нет телефона.

К трем часам дня я была полностью обессилена. Дети выбежали из класса и рассыпались по улицам. Слава Богу! Теперь за них отвечают родители. Я свой срок отбыла.

Я откинулась на спинку кресла и уставилась на опустевшие парты. Что я сделала не так? Почему они меня не слушали? Что нужно сделать, чтобы достучаться до этих детей?

В первые месяцы моей работы в школе ситуация не менялась. Каждое утро я входила в класс с огромными надеждами, а к обеду чувствовала себя совершенно измотанной. Чтобы пройти требуемую программу, мне приходилось прикладывать все свои усилия. Но больше всего меня мучило то, что я постепенно превращалась в учителя того типа, который был мне неприятен больше всего. Я становилась злой и раздраженной, командовала и унижала своих учеников, а они становились все более упрямыми и бестолковыми. Время шло, и оставалось только гадать, сколько еще я выдержу.

На помощь мне пришла Джейн Дэвис, классный руководитель соседнего класса. Когда я излила ей душу, она принесла мне собственный экземпляр книги «Как разговаривать так, чтобы дети слушали, и как слушать так, чтобы дети говорили».

— Не знаю, поможет ли тебе, — сказала Джейн, — но эта книга буквально спасла меня! Без нее мои собственные дети давно свели бы меня с ума. Да и в классе мне стало легче справляться!

Я поблагодарила Джейн, взяла книгу, положила ее в портфель и забыла о ней. Через неделю я лежала в постели с простудой. Делать было нечего, и я открыла книгу, которую дала Джейн. Мне сразу же бросились в глаза слова, набранные курсивом:

Между чувствами и поведением детей существует прямая связь.

Когда дети испытывают правильные чувства, они правильно себя ведут.

Как же помочь им испытывать правильные чувства?

Просто нужно понять и принять то, что они чувствуют!

Я откинулась на подушку и закрыла глаза. Могу ли я принять чувства моих учеников? Я стала прокручивать в голове диалоги с детьми, которые произошли у меня на этой неделе.

Ученик: Я не могу писать.

Я: Это неправда.

Ученик: Но я не могу придумать, о чем бы написать.

Я: Нет, можешь! Перестань жаловаться и начинай писать.

Ученик: Я ненавижу историю. Какое мне дело, что произошло сто лет назад?

Я: Тебе есть дело… Очень важно знать историю своей страны.

Ученик: Это скучно.

Я: Нет, не скучно! Если ты будешь серьезным, тебе будет интересно.

Удивительно! Я всегда твердила детям о праве каждой личности на собственное мнение и собственные чувства. Но на практике получалось так, что, как только дети начинали выражать свои чувства, я тут же подавляла их. Начинала спорить с ними. Смысл моих слов заключался в одной простой фразе: «Твои чувства неправильны, поэтому ты должен слушать меня».

Я села в постели и попыталась вспомнить. А не так ли разговаривали со мной и мои учителя? Мне вспомнился один случай в старшем классе, когда я получила плохую оценку и учитель попытался успокоить меня.

— Тебе не о чем беспокоиться, Лиз, — сказал он. — Дело не в том, что у тебя нет способностей к геометрии. Ты просто не сосредоточилась. Тебе нужно было целиком сосредоточиться на задаче. Главная твоя проблема в том, что у тебя неправильное отношение к учебе.

Наверное, он был прав. У него были самые лучшие намерения, но после этого разговора я почувствовала себя глупой и бестолковой. В какой-то момент я даже перестала слушать учителя и просто наблюдала за тем, как двигались его усы, дожидаясь, когда он, наконец, закончит и я смогу уйти домой. Не те же ли чувства испытывают сейчас и мои ученики?

В течение нескольких недель я пыталась более чутко воспринимать чувства своих учеников и реагировать на них адекватно:

Выбрать тему для сочинения действительно нелегко.

— Я знаю о твоем отношении к истории. Ты не понимаешь, почему людям есть дело до того, что происходило так давно.

Это сработало. Я сразу же заметила, что дети стали вести себя по-другому. Они кивали, смотрели мне прямо в глаза и больше со мной разговаривали.



источник

Просмотров: 1281 | Добавил: GalCo | Теги: ребенок, дети, Школа, учеба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]