Главная » Статьи » Дети |
Экзамены в большую жизнь
Много лет занимаясь формированием управляющих команд в бизнесе, я пришел к твердому убеждению, что не все отличники в школе становятся хорошими работниками, равно как и не все троечники - плохими работниками. Что же является главным при диагностике и отборе кандидатов? Оказалось, что работодатели мало заглядывают в аттестаты зрелости, их больше интересует совсем другое. Они хотят, чтобы члены команды умели решать на работе все вопросы и проблемы самостоятельно, доводя их до логического завершения. В психологии это качество называется «рефлексом цели». Воспитанием такого рефлекса в школе не занимаются, а жаль. Сегодня многие родители первоклашек озабочены тем, чтобы пристроить свое дитя в престижную школу. Принято считать, что именно в таких школах готовят успешных в будущем детей. Но, увы, это далеко не так. Как выяснили ученые, не знания определяют успешность человека, а навыки решения своих проблем «под ключ», когда он рассчитывает в первую очередь на себя и только потом на других. В рыночных условиях такие личностные качества являются основой высокой конкурентоспособности, о которой так мечтают родители старшеклассников. Нельзя обвинять в этом самих учащихся школ, ведь им еще неведом тот мир, в который они шагнут через несколько лет. Задача родителей объяснить своим детям эти нюансы рыночных отношений и подготовить их к взрослой жизни. С чего начать? Конечно, это следовало бы делать с самого раннего возраста, когда ваш трехлетний малыш пытался самостоятельно завязать шнурки, сопя себе под нос «Я сам!». Чаще всего такие попытки прерывались вечно спешащими родителями, которым некогда было ждать. А надо бы в этот момент поддержать это желание и слегка помочь, чтобы закрепить зарождающийся позитивный рефлекс. Но ничего страшного, впереди у такого малыша еще целых десять лет школьной программы. Вот прекрасный полигон, где можно оттачивать психологический механизм рефлекса цели – «Я сам». Известно, что человека надо научить ловить рыбу, а не кормить его этой рыбой и тогда он нигде не пропадет. Так что навык самостоятельной работы над домашним заданием, принесший тройку, важнее, пятерки, заработанной совместно с родителем. Ничего страшного, что поначалу будут невысокие оценки, чем старше ребенок, тем больше он начнет понимать, что школа это не просто зубрежка, а школа его будущей успешной жизни. И тогда он станет «зарабатывать» свои оценки, а не «получать», что обязательно позитивно откликнется на успеваемости. Не всем людям легко дается учеба в школе. Школьная программа рассчитана на запоминание большого количества материала, поэтому те, у кого хорошая память будут в первых рядах. И второе качество, которое определяет успеваемость – это организованность школьника. Тренировать нужно как первое, так и второе. Но сейчас речь пойдет не об этом, а о знании школьником своих особенностей, чтобы обратить внимание на свое «самое слабое звено» и принять соответствующие меры при сдаче экзаменов. Итак, все люди отличаются друг от друга своим психологическим устройством или психотипами. Рассмотрим наиболее характерные показатели нашего психологического аппарата. Для это предлагаем школьникам пройти простой тест. 1.
Определите кто вы Экстраверт или Интроверт
Первый любит шумные компании, много и без умолку говорит, любит быть в центре внимания. Интроверт же молчалив, избегает мест, где приходится много общаться и не любит «высовываться». Учитель на уроке сообщает школьникам новый материал. Чтобы в нем разобраться Экстраверту необходимо обсудить сообщенное вслух – обменяться информацией с тем же учителем или с товарищами. Интроверту же требуется какое-то время на размышления, ему нужно впитать ее в себя, переработать. А теперь ответь, кто из них будет более расторопным на экзамене. Конечно, Экстраверт, который в беседе с учителем чувствует себя как рыба в воде, в отличие от Интроверта, которому нужно время на обдумывание своих ответов. Но у того и другого есть свои проблемы. Совет Экстравертам: не торопитесь с ответом, делайте паузу в 2-3 секунды (это удержит вас от скоропалительного неверного ответа). Интроверты, в затруднительных ситуациях обратитесь вежливо к учителю с просьбой повторить свой вопрос, это поможет утвердиться в своем ответе и подыскать необходимые слова. 2.
Определите кто вы Сенсорик или Интуит
Сенсорики очень конкретны и любят точные выражения, стараются быть максимально приближенными к практике. Интуиты, любят отвлекаться на пространные размышления, стараются все обобщать, высказываются «туманно». Начальные классы в школе ориентированы больше на практические навыки, где Сенсорики получают больше всего пятерок. Начиная с шестого класса, возрастает роль теоретических дисциплин, где способности к абстрактному (интуитивному) мышлению помогает Интуитам наверстать упущенную успеваемость. Получив письменный вопрос Интуиты мгновенно начинают писать ответ, хорошо если они поняли задачу верно, а если нет, то их фантазия может завести размышления совсем «не в ту степь». Время будет потеряно, и оценка заниженной. Вот почему Интуитам да. Такой совет: знайте эту свою особенность и перечитывайте вопрос в билете несколько раз и не спеша, пока не поймете все детали. У Сенсориков другая опасность, они могут увязнуть в описании излишних деталей, так и не успев добраться до сути, что естественно не вызовет похвалы учителя. Совет – не начинайте писать ответ, пока не его не обдумаете со всех сторон. Постарайтесь сформулировать для себя «концепцию» ответа, его суть и сердцевину, и только после этого пускайтесь в описание деталей. 3.
Кто вы Логик или Этик
Это самое сложное разграничение психотипов, но оно и самое емкое, поэтому разберем его подробнее. Логик мыслят формально и однозначно, для них существует только два ответа «верно» и «не верно». Его голова работает как компьютер, который оперирует только двумя крайними величинами либо «ноль», либо «единица» Они делят мир на «черный» и «белый», не замечая промежуточных вариантов. Говоря об Этиках, хочу предупредить, что слово «этический» ни в коей мере не означает, что у них отсутствует логическое мышление. Это свойство любого homo-sapiens (человека разумного), просто Этикам их излишняя эмоциональность мешает довести до конца свою цепочку логических умозаключений. Они больше ориентированы в своих оценках на людской фактор, старясь понять как их ответы воспримут окружающие, например, они думают так: «Я могу сказать голую правду, но если она принесет человеку несчастье, то я скажу ее по-иному». Из этих определений явствует, что Логикам гораздо легче сдавать логические предметы, а Этикам гуманитарные. Совет Логикам: старайтесь не забывать об эмоциональной стороне своего ответа на экзамене, это повысит ваш балл, и не более того. Совет Этикам: знайте свою особенность чрезмерно эмоциональной реакции на вопросы учителя, старайтесь быть хладнокровными и нейтральными к восприятию экзаменационной обстановки, которая на вас действует негативным образом. Получив билет успокойтесь, сделайте три глубоких вдоха и только после этого начинайте изучать вопрос. 4.
Кто вы Определенные или Гибкие
Скажу сразу, что по всем показателям Определенным легче живется в школе, чем Гибким. Но как показывает взрослая жизнь, их шансы на успешную жизнь (дома и на работе) вполне равнозначны. Так вот Определенным легко дается соблюдении дисциплины и порядка, они с удовольствием планируют свою деятельность. Другими словами им легко жить по расписанию. В отличие от них, Гибкие органически не приемлют такую жизнь. Они считают, что она от этого станет скучной и пресной, что они лишат себя многогранного я красочного восприятия окружающей жизни. Отсюда видно, что Определенные готовятся к экзаменам по графику: каждый день подготовить ровное количество билетов, чтобы к концу срока равномерно изучить все. Ну а Гибкие, как правило, все учат «в самый последний день». Становится ясным, что больше всего отличников вырастает из плеяды Определенных. Поэтому мой совет при подгоовке к экзаменам больше для Гибких: не бойтесь потерять свою спонтанность, она от вас никуда не денется, но если вы научитесь управлять своим временем, это только добавит ваши шансы на успех в будущем. Так что школа для вас отличный тренинг самоорганизованности, успевайте этим воспользоваться, потом будет поздно. Даю вам поблажку. Если вы составите для себя жесткий план, то прикажите себе выполнить его на 62%. Почему не на все 100%, спросите вы? Да потому что это не реально, а вот по правилу «золотой пропорции», допускается такое отклонение от жестких норм, которые Гибких будут раздражать до безумия. Но открою вам секрет этого правила. Если возведете в ранг закона для себя хотя бы 62%, то по мере их обязательного выполнения вы войдете во вкус и вполне возможно выполните все сто! | |
Просмотров: 470 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |