Я знаю одну очень интересную игру, в которой все её участники (взрослые и
дети) непременно выигрывают. Бонуса два: разделённая друг с другом
радость общения и яркие, запоминающиеся, а главное, живые фотографии.
Название этой игры – детская репортажная фотосъёмка. Правила этого
увлекательного действа просты. Вот они:...
Создавайте моменты
«Лови
момент!» - девиз фотографа. Но заветное мгновение можно ждать долго и,
так и не дождавшись, уснуть, например. Не изящнее ли сначала создать
яркие сюжеты, а потом их сфотографировать? По-моему, это не только
проще, но и интереснее!!! Тем более, когда речь идёт о фотосъёмке детей.
Максимально
ярко дети раскрываются в игре, спортивных и творческих занятиях,
общении, обучении (конечно, речь идёт об игровом обучении, а не о
зубрёжке). Во время таких любимых ими видов деятельности малыши выражают
самые непосредственные, неподдельные эмоции. Вам остаётся их только
сфотографировать.
Включайтесь в игру
Фотографируя играющих
детей со стороны, можно получить интересные снимки. Но если вы станете
участником игры и будете фотографировать её как бы изнутри, с точки
зрения её участника, то и ценители ваших фотографий смогут увидеть детей
так, как будто сами играют с ними. А это очень интересный ракурс. Чтобы
фотоаппарат не мешал такой игровой фотосъёмке, научитесь
фотографировать навскидку, очень быстро. Современные фотокамеры
позволяют это делать, благодаря быстрой скорости автофокусировки и
большому разрешению матриц на цифровых камерах.
Как количество
мегапикселей связано с оперативностью во время фоторепортажа, спросите
вы? Напрямую! В погоне за моментом вы можете не тратить время на
выстраивание кадра композиционно, а сделать это после фотосессии при
обработке фотографий, например, в программе Photoshop, скадрировав
снимок заново (обрезав лишние фрагменты изображения). Это можно будет
делать уже не спеша, учтя все законы композиции.
Сделайте
фотоаппарат участником игры
Дети реагируют на фотокамеру
по-разному. Помню, однажды маленькая девочка, испугавшись одного только
вида моего профессионального фотоаппарата (большого и черного), со всех
ног побежала к маме, спрятавшись у неё под «крылышком». Иногда дети
смущаются, чаще начинают позировать, что ещё хуже. В отличие от взрослых
малыши прекрасно проявляют эмоции непосредственно (неосознанно). А вот
когда они пытаются изобразить что-то мимикой и пантомимикой намеренно,
получается, как правило, гротескно, натянуто.
Итак, со смущением,
страхами и позёрством надо бороться! Как? Очень просто! Станьте
интереснее фотоаппарата, захватив всё внимание детей своей персоной,
предлагаемой вами игрой. Если у вас получится сфокусировать всё их
внимание на этом, то сам процесс фотосъёмки автоматически станет для
всех её участников чем-то второстепенным, как бы превратится в фон.
Интересно, что элементы такого подхода можно использовать не только в
фоторепортаже, но даже и в постановочной портретной фотосъёмке. Так,
например, снимая портрет, я закрепляю фотоаппарат на штативе, готовлю
его к съёмке и начинаю разговаривать с ребёнком, сидящим напротив меня о
его любимых играх, блюдах, друзьях, мультфильмах, мечтах...
Короче,
подойдёт любая тема, которая цепляет моего маленького собеседника. Я
почти целиком погружаюсь в наш разговор, за исключением указательного
пальца правой руки. Он фотографирует. :)
Беспроигрышный вариант – сделать фотоаппарат частью игры, например,
прятаться за него и выглядывать. Дети ухахатываются, а вы снимаете. Всем
хорошо! Если контакт с ребёнком уже хорошо налажен, играем с ним в
эмоциональные прятки. Выглядывая из-за фотоукрытия, показываем малышу
каждый раз новую эмоцию. Если он её зеркалит, значит, вы находитесь на
одной волне взаимодействия с ним. Можно не сомневаться, что в этом
случае фотосессия удастся на славу!
Организуйте групповые
взаимодействия
Гармоничное взаимодействие нескольких детей в игре
или другой деятельности – мечта детского фоторепортёра. Но наличие
группы детей не является гарантией успеха. Скованность во вновь
сложившихся группах и пресыщенность от общения друг с другом в компаниях
знакомых – две распространённые крайности. В первом случае, мы
коллектив сплачиваем. Психологи знают, что телесный контакт способен
быстро пробить барьеры в общении. Поэтому в психологических тренингах
столько прикосновений. Но не заставлять же нам детей обнимать друг
друга?! Конечно, нет, потому как есть игры, в которых они это будут
делать с удовольствием.
Например, игра «Поезд». Кто будет
паровозиком? А теперь вагоны, быстро цепляйтесь к нашему локомотиву!
Крепко-крепко держитесь, чтобы в дороге не оторваться. А теперь покажите
мне, как поезд гудит! Да разве так гудят? Поднимайте руку, как я! Взяли
ладошкой ручку нашего гудочка (воображаемую, конечно). Ту-ту!!!
Поехали! Какие станции встретятся на нашем пути? Да какие хотите. Я
люблю фотографировать детей на станциях «Прыгалки», «Обнималки»,
«Пряталки», «Рисовалки»...
Драйва в знакомую компанию могут
добавить соревновательные моменты. Например, задача: сфотографировать
детей, изучающих географическую карту. Скукотища! А на карте изображены
зверушки всякие, рыбки, птички. Затеваю с группой детей игру «Кто
быстрее всех найдёт ...». Всё, эффект достигнут.
Ломайте застой
креативом
Если событие, которое надо фотографировать, проходит
вяло, а его участники никак не могут раскрепоститься, то ситуацию можно
переломить какой-нибудь неожиданной выходкой, фотографическим
хулиганством. Однажды я снимал детский День рождения в магазине,
продающем игрушки-полуфабрикаты. Дети должны были своими руками сделать
себе мишек, наслаждаясь этим захватывающим процессом. Но как-то веселья
не получалось. Видимо, наложились друг на друга сразу несколько
неблагоприятных для детского праздника факторов: компания малознакомых
детей, новая территория, сонный аниматор и т.д. И вот уже всё подходило к
завершению, дети оформили свидетельства рождения своим мишкам, посадили
их в коробочки в виде домиков и скучали. Фотосессия завершалась, так и
не успев начаться. Ни одного удачного снимка! А что снимать было? Лица
детей, выражавшие полную отрешенность? И тут меня пробило.
Я
привлёк внимание детей, просунув палец в окно одной из коробок-домиков, и
как завоплю на весь магазин: «Ой-ой, меня мишка за палец ущипнул». Дети
начали кататься со смеху, умоляя повторить. Моя фотовспышка едва
успевала перезаряжаться (я работал тогда с отраженным от потолка
светом). За 10 минут я перевыполнил план двухчасовой фотосессии по
удачным снимкам. Да и дети оттянулись на славу. После этого прорыва
психологической плотины они начали общаться друг с другом, играть,
смеяться.
Помните о главном
Фотосъёмка детей в игре,
особенно когда ты сам включен в неё, очень захватывающий процесс. Даже
погрузившись в него с головой, всё же необходимо помнить о двух важных
задачах. Первая – это забота о безопасности всех участников процесса, в
том числе и психологическая безопасность (предотвращение детских
конфликтов, страхов, личностного дискомфорта). Ну и, конечно. не сбить с
ног ребёнка во время передвижения, не ударить фотоаппаратом, не
наступить. Это должно работать на автомате. И второе, о чем необходимо
помнить: несмотря на то, что процесс общения с детьми такой интересный и
захватывающий, получая безмерное удовольствие от общения и игры с ними,
не забывать их… фотографировать! Фотографировать, играючи!
Губарев
Игорь