Главная » Статьи » Дети |
Родителей всегда большего всего беспокоит вопрос о том, как дисциплинировать
маленького ребенка. Нам всем хочется, чтобы наши дети вели себя хорошо, но
этого трудно добиться, не подавляя креативность ребенка и не принижая в нем
ощущение своего "я". Со временем я пришла к выводу, что строгость -
это та часть воспитания, из которой впоследствии рождаются и приносят массу проблем
так называемые "призраки из детской комнаты". Этим термином известный
детский психолог Сэльма Фрайберг называет детские воспоминания, переживания и
сложившиеся модели поведения и мышления, которые мы все пытаемся исправить. Но
эти "призраки" могут лишь усложнить процесс воспитания, ведь мы
иногда говорим своим детям одно, а в душе чувствуем и думаем совсем иначе. Слово "дисциплинировать" образовано от латинского глагола,
означающего "учить", но не "наказывать". Мы должны
стремиться научить детей, как нужно себя вести, как сохранять самообладание в
различных ситуациях и как уважительно относиться к окружающим. Я считаю, что
если родители четко спланируют, чему они хотят научить ребенка, и будут
учитывать, чему ребенок способен научиться в его возрасте, то легко смогут
продумать конкретную стратегию воспитания. С точки зрения самого ребенка, чем
проще новое для него понятие и чем теснее связь между поступком и его
последствиями, тем ему легче будет его усвоить. Вопреки распространенному мнению, детям, как это ни удивительно, нравится
подчиняться правилам, но только если они создаются с любовью и остаются
неизменными. Точно зная установленные правила и что последует за их нарушение,
ребенок будет чувствовать себя защищенным. Он сможет спокойно играть и
познавать все новое, потому что ему известны рамки дозволенного. Самые
беспокойные дети, которые бывали у меня на приеме, растут в семьях, где редко и
непостоянно следят за дисциплиной. Такие дети будут носиться, кривляться,
грубить, драться, употреблять нехорошие слова,- в общем, испытывать терпение
окружающих, как бы нащупывая определенные границы и ожидая, что кто-то более
старший сделает замечание. Если ребенку слишком много позволено, он будет
испытывать чувство тревоги. Поэтому дисциплина - это самый ценный дар, который
Вы можете дать ребенку помимо своей любви. Большинство детей с удовольствием сделают то, что им велят родители. Любовь
и внимание родителей мотивируют ребенка сильнее всего на свете, и он будет изо
всех сил стараться заслужить их. Проблемы же возникают, когда родители уделяют
слишком мало внимания своим детям или когда концентрируются на нежелательном
поведении, не замечая положительных поступков, которыми дети хотели бы их
порадовать. Часто проблема плохого поведения снимается сама собой, если
родители начинают обращать внимание только на позитивное, целенаправленно
игнорируя при этом детские шалости. Вознаграждение в виде угощений, отметок в
специально нарисованной таблице или другое поощрение могут значительно
способствовать развитию образцового поведения, но самым действенным всегда
будет оставаться родительское одобрение и уверенность ребенка, что он способен
сделать то, что от него ожидают. Такие внутренние награды очень важны:
благодаря им ребенок гордится собой и смело встречает новый вызов, который ему
бросает его маленькая жизнь. Иногда родители требуют слишком много от ребенка, невзирая на уровень его
развития и/или обстоятельства. Вот несколько случаев, о которых мне регулярно
приходится слышать, а также рекомендации, как добиться нужного эффекта. Родители слишком обобщают свои
замечания. Просьбы типа "Веди себя хорошо" или "Будь хорошим
мальчиком/девочкой" не несут особого смысла для ребенка младше 10 лет.
Говорите более конкретно, чего Вы хотите от ребенка. Скажите "Перестань
кричать" или "Верни Джону его машинку". Задание оказывается слишком
сложным для ребенка. Очень немногие дети смогут понять фразу "Приберись в
своей комнате". Им проще реагировать на фразы типа "Собери
кубики" или "Положи свою одежду в корзину для стирки". После
нескольких маленьких, но конкретных, поручений, которые ребенок успешно
выполнил, он охотнее приступит к следующим. Ребенок пока не может
связывать свое поведение с поощрением или другими последствиями. Если
последствия для ребенка наступают спустя продолжительное время после его
проступка, он вряд ли извлечет из них урок. Например, не имеет смысла поощрять
трехлетнего ребенка на выходных за то, что он всю неделю хорошо себя вел,
поскольку его память и ощущение времени еще недостаточно созрели, чтобы
осознавать значение подобных поощрений. Чем младше ребенок, тем теснее должна
быть связь между его поступком и последствиями. Поощряйте его сразу же:
"Молодец, что вернул Билли его кубики." От ребенка ожидают слишком
многого. Маленькие дети знают - слово "Нет" означает, что нужно
прекратить делать то, что они в этот момент делают, но им сложно найти самим
другое занятие, на которое можно переключиться, если соблазн все еще находится
под рукой. Например, кнопки на видеомагнитофоне будут притягивать ребенка до
тех пор, пока вы не отвлечете его другим занятием. Слишком частое
"Нет". Если жизнь ребенка становится морем запретов, то рано или
поздно он просто перестанет обращать на них внимание. Родителям нужно правильно
расставить приоритеты в воспитании и сосредоточиться сначала на одном его аспекте,
потом на следующих. Полагаю, в первую очередь необходимо уделить внимание
поведению, при котором жизнь ребенка может подвергаться опасности или он может
получить серьезную травму, либо если возможно повреждение домашних вещей. А уж
в боях по поводу еды Вам вряд ли одержать победу, а споры по поводу одежды тем
более не стоят Ваших усилий. Малыш утомлен. Не пытайтесь
дисциплинировать ребенка, если он устал, голоден, чем-то расстроен или
встревожен. Будет лучше, если Вы попытаетесь снять напряженность ситуации,
позволите малышу сделать, что ему необходимо (вздремнуть, перекусить, обнять
его), а потом уже принимайте меры. Родители утомлены. Когда Вы, в
отличие от Вашего ребенка, не в самом лучшем настроении, не стоит давать ему
какие-либо наставления. Позвольте себе отдохнуть. Хотя дети запоминают и должны
запоминать, какие эмоции у взрослых вызывает их поведение - ребенок судит о
реакции окружающих на свои поступки через Ваше выражение лица, интонацию и
действия - будьте осторожны, когда Вы не в настроении. Ваша острая реакция
может испугать и Вас, и ребенка. И потом Вы, вероятно, будете сожалеть о том,
что сделали или сказали. | |
Просмотров: 345 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |