Главная » Статьи » Дети |
От рождения до своего третьего дня рождения ребенок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со всей последующей жизнью. В первые три года жизни человеческий мозг развивается невероятными темпами. В это время формируется 70-80 % нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере. Впрочем, в системе раннего физического развития Масару Ибуки — это отнюдь не насильственное вскармливание младенцев фактами и цифрами. По его мнению, кроху невозможно перекормить новыми сведениями и впечатлениями — детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что „уже достаточно", включается механизм блокировки и новая информация просто не воспринимается. Разумеется, информация и — главное — форма, в которую она „упакована", должны соответствовать возможностям вашего ребенка и отвечать его потребностям.
Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но, тем не менее, очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие — легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что „алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики". Таким образом, мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем. Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах! Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.
В системе раннего физического развития Масару Ибуки огромное значение придается раннему обучению иностранным языкам и приобщению к музыкальной культуре. Наиболее талантливые ученики к четырем годам свободно общаются на 5-10 языках, без затруднений переходя с одного на другой. Знание нескольких иностранных языков Ибука считает нормой для каждого человека. Общеизвестный факт: музыкальная гармония лучше всего усваивается в детстве. Некоторые свои педагогические идеи Ибука сформулировал под влиянием уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки. Сам профессор Сузуки пришел к идее раннего музицирования, когда оценил, с какой быстротой дети осваивают родную речь, ее фонетический строй и грамматическую гармонию. Ибука обнаружил, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только „смягчает душу и улучшает характер", но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания. А в конечном итоге человеку легче осваивать новые знания и выполнять любую работу, — в какой бы области она ни лежала. Более того, Ибука обнаружил связь между музыкальными студиями и выработкой лидерских качеств.
Ибука призывал учить детей плавать с рождения и кататься на ледовых и роликовых коньках, когда они еще только делают первые шаги. Так малыши быстро и с удовольствием будут развивать баланс и координацию движений. А более ловкие и физически развитые детки, как правило, и знания усваивают гораздо быстрее своих сверстников. Поучительно, что в то время когда под влиянием идей доктора Бенджамина Спока совместный сон с ребенком считался, чуть ли ни чем-то неприличным, а ношение крохи на руках — баловством, Масару Ибука, напротив, призывает матерей почаще брать младенцев на руки и в свою постель, напевать им песенки, баюкать, рассказывать сказки и вообще как можно больше общаться. В тесном контакте мамы и крохи Ибука видел определяющий фактор формирования отзывчивого человека. По мнению Ибуки, у ребенка должен быть строгий режим и четкое расписание всех занятий. Примечательно, что Масару Ибука предлагает использовать в качестве метронома, отсчитывающего время, телевизор — например, после вечерней программы новостей пора готовиться ко сну. Утренняя музыкальная передача — сигнал к тому, что пора идти умываться.
Стереотип о „японском" воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым. Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно „отпускать поводок", выказывать уважение к его воле. Трудно пройти по лезвию и соблюсти оптимальный баланс между излишней строгостью и вседозволенностью. Масару Ибука полемизирует с концепцией свободного воспитания", когда мама и папа лишь следуют запросам и потребностям ребенка (кормить — когда кроха сам попросит, есть, уложить спать — когда малыш сам свалится от усталости и т.д.). Такую несколько отстраненную родительскую позицию, когда взрослые не диктуют, не управляют и не контролируют жизнь ребенка, Масару Ибука приравнивал к игнорированию интересов детей и даже упрекал подобных мам и пап в отсутствии истинной любви к крохе, в равнодушии и эгоизме. Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично. Чем больше малыша ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится. Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход — приучать детей к дисциплине, пока им еще нет года. В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, ругать и наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах, помнить, что принуждение — худший способ обучения. Забота об интеллектуальном развитии подразумевает не насилие, а пробуждение интереса к процессу познания.
Масару Ибука подчеркивает, что дети нуждаются в любви и заботе со стороны взрослых, и призывает матерей принести в жертву собственные карьерные амбиции ради того, чтобы быть рядом со своими детьми и самим учить их житейской премудрости. Пишет он и об определяющей роли отца, и о преимуществах больших семей, где к воспитанию многочисленных внуков подключены бабушки и дедушки. Также важны контакты с другими детьми, они стимулируют ум ребенка, развивают чувство соревновательности, общительность, фантазию, интуицию, желание быть первым. Подобные контакты на разных уровнях помогут найти баланс между общественным и индивидуальным, сформировать у крохи чувство ответственности, право на уважение к себе. Этот баланс — основа успешного взаимодействия с обществом.
Сенсей Масару Ибука не дает рецептов и готовых решений — он делится своим видением на раннее развитие и обучение, рассказывает о результатах, которых достигают „его" дети, и предлагает родителям самостоятельно выбрать те составляющие метода, которые им кажутся наиболее подходящими именно для их ребенка. Пожалуй, ключевая идея состоит в том, что не генетика, а окружение, социальная среда, умелые и вдумчивые педагоги имеют преобладающее значение для развития способностей ребенка. Разумеется, природные задатки важны, но только правильные тренировки позволят им полностью раскрыться в полной мере. Масару Ибука смотрел далеко вперед. Только вдумчивые и любящие родители, считал Масару Ибука, способы воспитать человека, который будет, не только адаптирован к любым трудностям, но и сможет самостоятельно создавать новую реальность.
Масару Ибука не изобрел новых развиващих игр и игрушек, как многие другие методисты, зато дал несколько очень дельных советов. 1. Учите стихи наизусть. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню. 2. Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще — общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской. | |
Просмотров: 393 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |