Музыка окружает нас всюду, хотим мы этого или нет. В кинотеатре –
мюзиклы, дома – шумные «репетиции» соседа снизу, на работе – радио, в
транспорте – немелодичное грохотание из наушников сидящего рядом… А
часто ли мы задумываемся, какое влияние все это многообразие звуков на
нас оказывает? На взрослых людей, вероятно, в основном эмоциональное:
хорошая музыка – и настроение поднимается, ну а плохая – хоть волком
вой. Но у детей все гораздо сложнее.
Казалось бы, что такого –
музыка и музыка. Это же не развивающее пособие Глена Домана, как она
может повлиять? На самом же деле есть теория о том, что у мам, которые
начали приобщать своих деток к музыке еще до рождения (а ребеночек
начинает слышать приблизительно с 6 месяца беременности) и роды проходят
легче, и малыши рождаются более «талантливые», быстрее развиваются и
вообще они более спокойны и уверены в себе. Конечно, здесь речь идет в
основном о классической музыке и о голосе матери, а музыкальные игрушки
подразумевают несколько иной «жанр», но и они могут многое, правда, в
отношении уже родившегося ребенка. Такие игрушки можно разделить на две
группы: в одних музыка начинает звучать в результате нажатия кнопок
(назовем их для простоты «нажималки»), а в других надо приложить больше
усилий для извлечения звука – это игрушечные музыкальные инструменты,
часто похожие на настоящие всем, кроме размера. Так вот, «нажималки» оказывают на ребенка такое
же действие, как и любая звучащая музыка: - влияют на настроение и
поведение ребенка (медленная музыка успокаивает, бодрая - возбуждает), -
стимулирует речевое и эмоциональное развитие, улучшает
наглядно-образное мышление, - движение под музыку (танцы и
музыкальные игры) учит ребенка лучше управлять своим телом; - раннее
знакомство с музыкой, возможно, позволит ребенку полюбить ее и освоить в
дальнейшем по-настоящему. «Инструменты» же, кроме этого, позволяют
ребенку еще познакомиться с природой звука, понять, как он возникает, ну
и извлечь самому, а впоследствии даже сочинять и исполнять собственные
мелодии! Оба эти типа музыкальных игрушек представлены на
современном «игрушечном» рынке очень широко. В данной статье я
постараюсь описать хотя бы самые распространенные из них.
«Нажималки»
Первая игрушка – мобиль Мобиль – одна из немногих игрушек, которые
актуальны буквально с самого рождения. Он представляет собой
конструкцию, которая крепится на бортик кровати и вращает подвешенные к
ней фигурки или картинки. Обычно вращение сопровождается музыкой, а
иногда мобиль имеет еще и встроенный ночник. При помощи мобиля можно
«убить сразу нескольких зайцев». Спокойная, негромкая музыка
успокаивает, убаюкивает малыша. Подрастая, ребенок учится следить
глазами за движущимися предметами. Ночник пригодится тем, чьи детки не
любят спать в полной темноте, а также родителям, которые просто хотят
взглянуть на своего малыша, не нарушая его сон включением «большого
света». При выборе мобиля, кроме эстетических соображений, надо
учесть несколько вещей: - надежность крепления; - безопасность
материала; - громкость звука (бывает регулируемая) и «репертуар»
(кроме обычной музыки бывают звуки природы и прочее); - у некоторых
моделей бывает пульт дистанционного управления.
Мягкие и не очень игрушки «с кнопками»
Когда малыш уже подрос настолько, что может сам выполнять несложные
действия, приходит пора приобрести для него игрушку, в которой музыка
включается нажатием на кнопку. Совсем маленькому «музыканту» лучше
купить мягкую игрушку, ребенку постарше – можно пластмассовую. Мягкие игрушки нравятся всем детям. Их можно
кормить, одевать, укладывать с собой в кроватку… А если игрушка умеет
еще и «петь», то заниматься с ней вдвойне веселей! Мягкими бывают куклы,
или животные, или самые разнообразные предметы (от пня и букета цветов
до телефона и бутерброда). Причем «кнопка» (в случае с мягкими игрушками
это, конечно, не «кнопка» в ее классическом представлении, а просто
участок, на который нужно нажать) может быть никак не обозначена. Просто
надавить надо на животик, или лапку, или еще куда-нибудь. Звуки,
которые издают такие игрушки, могут быть тематическими (Дед Мороз поет
новогоднюю песню, кукла говорит «Мама») или абстрактными. Одними из
самых популярных, по крайней мере, среди моих знакомых, являются
обучающие игрушки, представляющие собой средних размеров существо
(Чебурашку, или медведя, или мышку), на животе и лапках которого
располагаются кнопки, «озвучивающие» буквы, цифры, несложные
стишки-потешки и детские песенки. И весело, и узнает ребенок во время
игры что-то новое. Пластмассовые игрушки бывают в основном или в
форме музыкальных инструментов (чаще всего пианино, точнее клавиатуры, и
гитары, хотя звуки, которые они издают, ни малейшего отношения ни к
«пианинным», ни к «гитарным» не имеют), или в форме различных «взрослых»
предметов и их частей (телефон, магнитофон, руль и прочее). Последние
хорошо подходят для ролевых игр – например, моя дочка до сих пор очень
любит «звонить» мне по такому телефону и разговаривать.
Игрушки, имитирующие настоящие звуки
Такие игрушки знакомят ребенка с окружающим
миром. С раннего детства родители показывают малышам на картинках
животных, птиц, автотранспорт и даже пытаются – каждый в меру своих
возможностей – изобразить звуки, которые те издают. Для большей
«достоверности» можно использовать игрушки, имитирующие (причем часто
вполне правдоподобно) реальные звуки. С голосами домашних животных
ребенка познакомит игрушечная «Ферма». Диких зверей и птиц «озвучит»
«Зоопарк» (он же «Зоосад»). Мальчикам наверняка придется по душе
музыкальная игрушка автомобильной тематики со звуками сирены,
сигнализации, клаксона, работающего двигателя. Девочкам – игровой
комплекс «Кухня» со звуками стиральной машины, микроволновки,
холодильника. Существуют и игрушки, имитирующие звуки настоящих
музыкальных инструментов. Но об этом чуть позже.
Музыкальные коврики Музыкальные коврики бывают двух
основных типов. Первый – для малышей нескольких месяцев от роду. На нем
можно просто лежать и нажимать (толкать, дергать) все, что под руку
попадется. Он бывает как с дугами, на которых висят дополнительные
игрушки, так и без них. Так вот, такие коврики бывают не только
«безмолвные», но и с музыкой и даже со звуками природы. Хорошо, если
кроме этого коврик оснащен элементами, которые могут издавать треск,
шуршание, звон, стук – чем больше звуков, тем больше «познавательная
ценность» такой игрушки. Второй тип ковриков правильнее было бы
назвать «танцевальными». Они представляют собой настоящий «электронный
танцпол» с несколькими цветовыми зонами, при наступании на каждую из
которых раздается определенный звук или даже небольшая мелодия
(см.рисунок). Играть с ними можно по-разному: можно просто «танцевать»
на них под выбранную мелодию, и по мере нажатия на сенсоры к этой
мелодии будут добавляться выбранные звуковые эффекты. Получившееся
произведение можно записать и потом прослушать. Можно устроить
соревнование (для этого нужно не меньше двух ковриков): надо по
возможности быстрее наступать на сегмент того же цвета, который
загорается на пульте. А можно сделать так, чтобы на пульте загоралась
целая последовательность цветов, которую потом нужно воспроизвести
«ногами» по памяти! Кто сделал все правильно и быстро – тот и победил.
Можно исполнить собственный танец и «записать» его, а потом предложить
исполнить его своим друзьям. Подсказывать им будут мигающие в
запрограммированной последовательности сектора. Кстати, такие
коврики появились в Японии еще 10 лет назад. И сейчас очень популярны не
только среди детей, но и среди молодежи и даже взрослых. Кто-то хочет
научиться танцевать, кто-то – похудеть, кто-то просто поддерживать тонус
или развивать координацию – всем поможет коврик. Правда, в случае со
взрослыми это уже не просто «коврик», но, можно сказать, компьютерная
приставка, которая подключается к системному блоку и задает ритм, темп и
движения танца. И даже оценивает танцора.
Караоке Если Ваш ребенок мечтает о карьере
профессионального певца – эта игрушка для Вас. В ней, в отличие от
взрослого караоке, нет экрана с текстом, да и не все дети умеют
достаточно бегло читать, но все остальное – самое настоящее. Есть
микрофон, причем в некоторых моделях даже hands free. Исполненную песню
можно записать и давать потом слушать своим «фанатам». Обычно детское
караоке выглядит как игрушечный музыкальный инструмент, чаще всего
пианино, куда или можно вставить картридж с мелодиями песен, или все
мелодии уже «встроены» и вызываются нажатием кнопок. Но может быть и
караоке-«компьютер», как на рисунке. Игрушка развивает вокальные данные и
артистизм, а также обычно очень популярна на детских праздниках
(впрочем, как и «взрослое» караоке – на взрослых).
Музыкальные инструменты
Потряси, покатай… В каком возрасте ребенок может начать играть на
музыкальных инструментах? Ответ зависит от того, насколько широко Вы
понимаете «музыкальные инструменты», а также от Вашей фантазии. Одна моя
подруга повесила над кроваткой своего сына колокольчик на веревочке, и
он начал «играть» на нем, как только научился дрыгать ножками, и, кстати
сказать, очень ему это нравилось. Четырехмесячный малыш уже вполне
может держать погремушку и трясти ей. Чем не музицирование? Но начать
использовать погремушки можно гораздо раньше. Во-первых, бывают
погремушки-«растяжки», представляющие собой гирлянды, которые можно
повесить на кроватку, коляску или в любое другое удобное место.
Во-вторых, бывают браслетики или носочки с гремящими элементами – их
использование тоже не требует от ребенка никаких специальных навыков,
зато позволяет лучше изучить свое тело и быстрее развить координацию
движений. Погремушка хороша тем, что ее не обязательно покупать.
Можно сделать из подручных материалов, взяв пластмассовую коробочку от
«Киндер сюрприза» или картонную типа спичечной и насыпав туда сахар,
крупу, фасоль – в зависимости от тембра звука, который Вы хотите
получить. Для ребенка постарше можно сделать погремушку из пластиковой
бутылки или даже из воздушного шарика. Ну а настоящему,
«профессиональному» музыканту и инструмент настоящий нужен, и такой
есть. Называется маракас, а точнее, как ни странно, «марака». Впрочем,
дело не в названии, а в сути, а по сути это и есть погремушка. Более
мелодичный, «музыкальный» звук издают так называемые звенящие шары и
неваляшки. Шары привлекательны тем, что часто имеют красивую и
индивидуальную, сделанную вручную, роспись, а неваляшки – тем, что
опровергают «закон тяготения» - впрочем, чтобы удивиться этому, ребенок
должен уже в достаточной мере познакомиться с этим законом на примере
других вещей. Еще одна распространенная игрушка маленького
ребенка – «пищалка», т.е. резиновая фигурка, которая издает звук при
сдавливании. Обычно такими бывают игрушки для ванной, но в принципе их
ассортимент достаточно велик. Когда ребенок становится постарше,
можно начинать знакомить его с природой звука. Для этого понадобятся
инструменты как минимум трех групп – ударные, духовые, струнные.
Ударные Начать лучше с ударных, в них все как-то понятней
и проще – стукнул, шлепнул – вот и звук. «Играть» ручонкой на барабане
может даже полугодовалый малыш. С бубном обращаться тоже несложно. Детки
постарше начинают осваивать палочки. А с помощью палочек уже можно
играть и на литаврах (это инструмент типа барабана), и на ксилофоне (ряд
деревянных брусков разной величины, настроенных на разные звуки), и на металлофоне (то же самое, только бруски
металлические), и на треугольнике (серьезный инструмент, между прочим,
даже в состав симфонического оркестра входит), и на чем угодно. Только
бы не на маминых нервах. В принципе, к ударным же можно отнести и
кастаньеты. Они есть не только в Испании, но и в детских магазинах.
Соответствующего же, детского, дизайна. Ну а если Вашему ребенку
больше по душе наши, исконно русские инструменты, то среди них ударных
тоже много: это и деревянные ложки, и трещотка (обычная, как на рисунке,
или круговая), и рубель (это доска такая, ребристая, чтобы белье
стирать – так вот, наши предки с помощью специальных палочек и ее в
музыкальный инструмент превращали).
Духовые У духовых инструментов другой способ извлечения
звука, для крошечных малышей не подходящий. Зато ребенок постарше
наверняка заинтересуется: дунул – зазвучало! А с помощью определенных
манипуляций можно еще и звуки разной высоты издавать, целую мелодию
сыграть! Начинать, опять же, надо с чего попроще – со свистулек. Звук
там, правда, только один, но зато внешне на игрушку похоже – птичку,
зверюшку, даже человечка. Можно простейшую «свистульку» и самим сделать –
из стеклянной бутылки, частично наполненной водой. Если дунуть в
горлышко под определенным углом – бутылка зазвучит. А меняя количество
воды, можно и высоту звука менять. Есть и инструменты посложнее - губные
гармошки, игрушечные дудочки и флейты. Ну а если ребенка это увлечет -
тем лучше. Как знать - может быть, в Вашей семье растет великий
саксофонист?
Струнные В этих инструментах звук издает колеблющаяся
струна. Ее можно увидеть, пощупать. Струнные требуют уже большей
виртуозности, поэтому нравятся обычно детям более старшего возраста.
Строго говоря, струнные инструменты редко бывают «игрушечными», на них
как-то не принято играть «просто так». Но что мешает попробовать? Проще
всего будет освоить цимбалы (на рисунке) – это инструмент типа гуслей,
но играть на нем надо молоточками. Если моторика ребенка уже достаточно
развита, чтобы «щипать» отдельные струны, можно предложить и сами гусли,
и балалайку, и домру, и гитару. Хоть арфу – главное, чтобы это
доставляло Вам и малышу удовольствие.
Клавишные С клавишными уже не так просто объяснить
ребенку, «откуда берется звук». Если с пианино это еще как-то получится
(клавиша приводит в действие внутренний молоточек, который ударяет по
струне), то с гораздо более распространенными синтезаторами сложнее. С точки зрения «живого звука» синтезатор – это
уже не музыкальный инструмент, а просто электроприбор. Но возможности
его, конечно, гораздо более широки. Во-первых, синтезатор, даже
игрушечный, часто «говорит разными голосами», т.е. может воспроизводить
звуки разных музыкальных инструментов – от органа до валторны. Что,
естественно, придает ему дополнительную познавательную ценность – не
посмотреть, так хоть послушать эти инструменты ребенок сможет.
Во-вторых, синтезатор может сам воспроизводить многие «встроенные»
мелодии, что бывает очень кстати на детской «дискотеке» или просто
празднике. В-третьих, в комплекте со многими синтезаторами есть
микрофон, который позволяет ребенку попрактиковаться в самостоятельном
исполнении песен. Ну и не может не радовать, что все сыгранное и спетое
можно записать и прослушивать потом неограниченное число раз.
Вместо заключения
Музыкальные игрушки оказывают очень большое влияние на развитие
малыша. И дело не только в том, что детям вообще нравится издавать
разные звуки (часто по принципу «чем громче – тем лучше»). Тренировка
слухового восприятия – залог успешного развития речи. Кроме того,
прослушивание музыки обогащает эмоциональный мир малыша, делает его
более восприимчивым к прекрасному. Ну и, наконец - музыкальные игрушки
развивают ребенка творчески, и кто знает – если ребенок рано
пристрастится к музыке, может быть, в будущем он станет великим
композитором или музыкантом? Но не надо забывать, что подходить к
выбору музыкальной игрушки надо с особой тщательностью. Кроме
эстетических качеств и безопасности «инструмента» необходимо
проконтролировать, чтобы: - игрушка издавала по возможности приятный,
мелодичный звук. Ну или по крайней мере чтобы этот звук не пугал
ребенка; - игрушка была простой по форме и не слишком пестрой по
расцветке. Бывают игрушки, которые слишком перегружены мелкими деталями,
разными кнопками, функциями. Они могут быть интересны для родителей, но
детей они часто просто дезориентируют; - мелодии должны быть по душе
родителям. Выбирая игрушки, будьте готовы к тому, что Вам придется
слушать эти звуки, пока ребенку не надоест. А «не надоедает» детям
обычно гора-аздо дольше, чем взрослым.
http://jili-bili.ru/lib/libkonkurs/musikalnie_igrushki/musikalnie_igrushki_bichkova/
|